Путь в Диптаун

ДиптаунСорок человек в январе нового 2016 года стали жителями нового чудесного города

"Горы далекие, горы туманные, горы,
И улетающий, и умирающий снег.
Если вы знаете - где-то есть город, город,
Если вы помните - он не для всех, не для всех".

Словам этой песни Юрия Кукина – больше пятидесяти лет. Я еще не родился, когда она была написана им здесь, в Сибири, в окрестностях популярного сегодня Шерегеша. Про город, укрытый горами и туманами, пели мои родители, а потом пел и я сам, старательно складывая пальцы на своей первой гитаре. И вот, спустя столько лет, в начале 2016-го, мы решили найти этот город и нанести его на карту.
Мы – это сорок детей и взрослых из Абакана, Саяногорска, Черемушек и Новосибирска, приехавших 3 января в село Ефремкино на зимний скаутский лагерь «DEEPTOWN», лагерь, который стал возможен во многом благодаря гранту Министерства труда и социального развития Хакасии, полученный нами в декабре прошлого года.

Мы собрались не только потому, что нам хорошо вместе – город в глубине Хакасии манил нас, город, «где шорохи живут, цветы из камня где растут», великий пещерный город Диптаун, собранный из сотен различных подземелий и карстовых полостей Хакасии. И не страшно, что этот город существовал до этого только в головах таких же, как мы, романтиков и бродяг, писавших про него песни и эти песни певших. Мы обрались вместе – и вдруг увидели, что этот город есть, и что мы и являемся его горожанами.

Четыре пещеры, по одной каждый день – Крутая, Кирилловская, Козья Яма, Ящик Пандоры. Три из них – с ледниковыми «катушками» на входе – крутонаклонными ходами, от 15 до 30 метров, посчитайте, сколько укладывается пятиэтажек? А потом – вглубь, еще дальше, к тем самым цветам и драпировкам из камня, к застывшим рекам, которые открывались нашему взору, выхваченные из тьмы светом наших фонарей. Да, солнце в Диптаун надо приносить с собой…
А еще каждый день были занятия – мы собирались послушать, как образуются пещеры, какие препятствия могут нас подстерегать там, какое снаряжение несет с собой спелеолог. А после занятий мы выходили из тепло натопленной избы и шли на тренажер, где, в полной амуниции штурмовали стену своего дома, пристегнувшись к закрепленной на чердаке веревке. Потому что вход в подземный город требует умений, а выход – тем более.
И, возвращаясь под ночь, мы снова собирались вместе, набившись в один из домиков, делились впечатлениями, пели песни и смотрели фильмы о пещерах, и испытания прожитого дня казались нам такими же уютными и красивыми, как спецэффекты блокбастеров.

"Странные люди заполнили весь этот город:
Мысли у них поперёк и слова поперёк,
И в разговорах они признают только споры,
И никуда не выходит оттуда дорог…
…Если им больно - не плачут они, а смеются,
Если им весело - грустные песни поют.
Женские волосы, женские волосы вьются,
И неустроенность им заметет уют".

Но, на самом деле, все было нет просто. Потому что был мороз под тридцать, переодевание в снаряжение у входа, были коварные ледники, норовящие ускользнуть у тебя из-под ног, камни завалов, среди которых проходил наш путь к красотам и огромным гротам, было волнение тех, кто пошел в пещеры впервые, был выход из темноты пещеры в ночь, года громадное количество звезд напоминало бархотку, с рассыпанными на ней драгоценными камнями.
И все пещеры – такие разные!

Вот, чтобы получить представление, несколько отрывков из дневников групп:

«4 января Выезжали вместе с другими группами на заказном автотранспорте (УАЗ и Газ-66), предоставленном «Томичкой» в 11-00. Нас подвезли до крутяка на перевале в 500 м от пещ. Козья Яма, оттуда шли пешком два часа (спасибо томичам, прошедшим перед нами, увели нас не на ту сопку, потеряли ок. 40 минут, выходили к пещере по снежному склону, ориентируясь по навигатору)
Из пяти часов прохождения, четыре ушло на спуск и подъем («решетка» и жумар, все с верхней страховкой, час на лазание внизу. Дошли по разлому до крутого спуска, дальше нужна была веревка, которой у нас не было (описание пещеры не предусматривало дополнительных веревок). Вернувшись на ледник, облазили все затеки ледника, нашли узкий непреодолимый ход с сильной тягой и теплым воздухом. Есть перспектива, можно пытаться прокопать пещеру дальше! Затек слева вниз и как-бы под ледник, если стоять спиной к выходу .Вышли в 18-30, по темноте. Обратно шли с горы не по томской тропе, дошли до тропы в лог, ведущий к Тохзасскому хребту, далее – в село за 1,5 часа, были дома ок. 20-00. Звезды – ах!»

«5 января. После завтрака, занятий и тренировки, поднялись камнепадным кулуаром до грота Широкий, где, пока переодевались, послушали историю открытия пещеры и ее трагических страниц (стоя прямо рядом с портретами погибших спелеологов, закрепелнными перед входом) Такое начало впечатляет!. В 12-30 начали спуск, сильный сквозняк в Пылесосе. На полке под Пылесосом рассадили группу, часть отправили в Клешню…
Спустившись в грот Синдибобель по веревкам, пробежались по галереям вверх (Сначала по Неглинке до конца, потом вышли на Мясоедовскую, дошли до калибра и за ним – в маленький грот, вернулись по Мясоедовской в Синдибобель (ну и названия! Фантазия у первооткрывателей работала вовсю!)
Затем, навесив страховку на камне (10м), поднялись лазанием с жумаром в грот Ай-яй-яй. Лазание доставило большое удовольствие, прям цирк, да и только!
Из этого завального грота погуляли распором вверх до полки (справа, если стоять спиной к камню и коренной стенке), затем сбегали в Мансарду по шкуродеру в завале, в конце сходили в Дельтаплан (система, где под потолком заклинился огромный треугольный камень, код которым надо проходить), поднялись лазанием с жумаром и с верхней страховкой на балкон. Вот где красота! Прсто сидели на балконе, смотрели вниз на грот, застрявший камень и арку выхода. И да, слушали страшные истории про Белого Спелеолога, конечно!
Из Синдибобеля вышли довольно быстро, так как нас подпирала красноярская группа…»

«7 января. Сегодня «Рождество Христово». Подъем в 7.30. Никто не хочет вставать. Взяли с собой много бутербродов, сало, булочки и сюрпризные бананы.
Отъезд в 11.00 . Далее шли по знакомой тропе, по которой шли в Крутую пещеру. Поднимаясь на некрутой холм встречается единственная яма, это и есть пещера – Козья Яма. Дров вокруг много, разводим костер, переодеваемся. Навешиваем веревку для спуска и страховки. В 12.15 начали спуск по леднику в небольшую отвесную дырку. В 13.00 все спустились. Пещера представляет собой 2 грота, соединенных вертикальным и горизонтальным ходом. Дно первого грота – горизонтальное, второе – вогнутое. Дно первого грота почти наполовину покрывает ледник, который вертикальным уступом уходит в широкий коридор. Во втором гроте в конце также ледник и ледяные образования. Температура в пещере +1. Сегодня все должны были пройти посвящение в спелеологов. Выполнить некоторые задания: сносить куриное яйцо в пещеру и вернуть в лагерь, нарисовать карту пройденной пещеры, сделать как можно больше добрых дел, собрать мусор вокруг и в пещере, сделать прикольные фотографии. В 14.00 начали подъем по леднику с помощью SRT- закрепляли спелеотехнику. Некоторых участников пришлось вытягивать из довольно таки узкого входа. В 15.20 все уже были у костра, обедали и делились впечатлениями. В 16.20 пошли по тропе к Ефремкино. В 18.15 пришли в лагерь. Праздничный ужин. Баня. Вручение сертификатов участников спелеолагеря, нашивок. Песни под гитару, чаепитие. Отбоя сегодня не будет»

В этих коротких, сжатых строках – счастье. Ведь многие из нас впервые обрели место, где они – желанные гости, где можно проверить свои силы, и где товарищи помогут, когда эти самые силы на исходе.
И в конце маленького лагеря мы получили право стать горожанами Диптауна – подземного города, открытого нами в глубине Хакасских гор.

А я, глядя на счастливые лица детей, получавших сертификаты и нашивки, вспомни эту песню, что пел когда-то, когда мне было чуть больше, чем им сейчас. Песню Юрия Кукина про таинственный и манящий город:

"Я иногда проходил через этот город -
Мне бы увидеть, а я его не замечал.
И за молчанием или за разговором
Шел я по городу, и никого не встречал.

Поездом - нет! Поездом мне не доехать.
И самолетом, тем более, не долететь.
Он задрожит миражом, он откликнется эхом.
И я найду, я хочу, и мне надо хотеть".

Мы нашли этот город. И мы готовы поделиться своими открытиями с вами, друзья. С теми, кто хочет иногда сбежать из своих пыльных индустриальных городов в горы, чтобы открыть нам свой город, город глубины, связи друг с другом и с природой, с Богом и с самим собой.

И, хотя лагерь завершился, Диптаун никуда не делся. И мы так же готовы помочь вам найти его за туманами и снегами, реликтовыми ледниками и трудными спусками и подъемами. Обращайтесь?

Директор Хакасского регионального общественного учреждения по изучению и охране природных и культурных объектов Хакасии и популяризации краеведения «Вершина-Тур», член Хакасского отделения РГО, Павел Заякин